Воспитательная работа

Творческий и воспитательный   потенциал образовательной среды

Ведущее направление деятельности Школы:      

 Формирование социокультурного опыта личности школьника средствами образования

 Векторы педагогической деятельности

  -развитие креативности у детей, творческого потенциала личности (опыт творчески преобразующей деятельности);

 -формирование детско-взрослого сообщества как культурной ценности школы и села;

 

-развитие и укрепление личного статуса ребенка в детско-взрослом сообществе (коммуникативный опыт);

 

-социализация личности, формирование культуры социального поведения и социальной деятельности (гражданский, экономический, экологический культурный опыт).

Концепция школы предполагает  использование следующих современных гуманитарных подходов к воспитанию:

1.Акмеологический подход.  Акмеология – наука о высших достижениях человека на каждой ступени развития.

2.Аксиологический подход (учение о ценностях человеческой жизни).

3.Герменевтический подход (понимание смысла поступка. поведения) – это как непосредственное общение с ребенком, так и опосредованное – через сочинения, рисунки, творческую деятельность.

4.Событийный подход. Жизнь ребенка состоит из отдельных событий. Задача состоит в переходе от набора мероприятий к системе взаимодействия.

5.Средовый подход – создание в образовательном учреждении благоприятной среды – моральной, эстетической, интеллектуальной и др.

6.Синергетический подход – определение ведущей системообразующей идеи, вокруг которой развивается в школе все.

7.Амбвивалентный подход (двойственный)  - соотношение любви и суровости, поощрения и наказания, праздников и будней, порядка и хаоса.

   Таким образом, школа культуры - это образовательная модель, которая пытается сформировать систему культурных потребностей личности путем погружения ее в культурное пространство социума, частью которого выступает система образования.

Концепция школы  реализуется:

1. через учебную деятельность.

-направление деятельности начальной школы на развитие личности ребенка, его творческих способностей, воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

-на уроках русского языка - изучение национального языка русского народа, как первоэлемента русской литературы, развитие коммуникативной направленности - умения красиво и правильно говорить;

-на уроках литературы акцентировать внимание на идеалы гуманизма и всенародности русской литературы, ее патриотизм и «всечеловечность», общечеловеческое значение произведений классической литературы; нравственную, социальную, мировоззренческую проблематику русской литературы; проблемы отношения человека к обществу, природе, преемственности поколений; человек и время, человек и нация; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеала человечности;

-на уроках информатики формировать информационную культуру человека; раскрывать понятия «информационное общество», «информационная этика»;

-на уроках истории формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями; раскрывать взаимоотношения человека и природы, цивилизации и культуры;

-на уроках обществознания акцентировать внимание на бытии человека, цели и смысле его жизни, деятельности и творчестве, самореализации, понятии личности, ее социализации, внутреннем мире, свободе и ответственности;

-на уроках немецкого языка - обеспечение  коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру для преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; приобщение к культуре, традициям других стран, воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

- на уроках природоведения - воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- на уроках географии - воспитание любви к своей местности, региону, стране, взаимопонимания с другими народами; воспитание  экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- на уроках биологии - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других; воспитание культуры поведения в природе;

- на уроках физики и химии - воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества;

- на уроках музыки - развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- на уроках изобразительного искусства - воспитание хорошего вкуса, творческого потенциала; развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, формирование творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

- на уроках технологии - развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; предполагается перепрофилирование сельскохозяйственного труда на предмет «ландшафтный дизайн»; планируется создание на базе пришкольного участка и пришкольной территории ландшафтного парка, который бы явился воплощением идеи гармоничного сосуществования человека и природы;

- на уроках основ безопасности жизнедеятельности - воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- на уроках физической культуры - воспитание личности, способной к самостоятельной творческой деятельности, формирование морально-волевых качеств, воспитание требовательности к себе, принципиальности, самокритичности, внутренней дисциплинированности, развитие коммуникативных качеств.

2.Через систему внеклассной  работы.

 Наиболее эффективными являются те формы внеклассной работы, которые, не дублируют учебные занятия и позволяют доносить до ребят гуманитарную информацию через художественной переживание и наслаждение.

 Это:

 

А) Школьный театр.

Школьная театральная деятельность позволяет решить ряд задач - это и компенсация многочисленных пробелов в знаниях учащихся, и накопление сверхпрограммной и внепрограммной информации, и  воспитание способности и тяги к полноценному художественному наслаждению, которое не заложено в человеке от природы и нуждается в заботливом культивировании, это и формирование художественного вкуса, расширение кругозора.

   Школьный театр (творческое объединение «Лира») имеет не только сложившийся коллектив актеров («труппу»), но и другие театральные компоненты: цех изготовления костюмов, цех изготовления декораций и реквизита, мастера освещения и звукооператоры, мастера видеосъемки, суфлеры.

По сложившейся традиции театр ставит большой спектакль к Новому году, участвует в районных и областных смотрах театральных коллективов. Под его руководством и при его непосредственном участии проводятся традиционный школьные мероприятия: День Знаний, День учителя, день Лицея, КВН,  Новогодние утренники, вечер встречи с выпускниками, день св. Валентина, митинги 23 февраля и 9 Мая, последний звонок.

Б) Деятельность Изостудии и Художественного кружка, где в полной мере развиваются художественно-творческие способности детей.

В) Филиал Первомайской детской музыкальной школы, осуществляющий свою работу по трем классам (фортепиано, народные инструменты, хор), развивает музыкально-творческие способности учащихся, способствует получению ими среднего музыкального образования и воспитанию музыкальной культуры и музыкального вкуса.

Г) Кружок Ложкари», который, развивая музыкально-творческие способности учащихся, популяризирует этнографические, фольклорные традиции русского народа.

Д)  Деятельность школьного лесничества  развивает стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами, соблюдать гармоническое равновесие во взаимоотношениях человека и природы.

 

Е) занятия спортивных кружков призваны содействовать воспитанию физической культуры человека, его морально-волевых качеств, коммуникативных, коллективистских способностей.

Дополнительное образование

художественно-эстетическая

« Волшебная кисточка»                 

Театр юного актёра

 «Рыжик»                  

«В гостях у сказки»

Кружок вокального пения 

« Ягодка»                         

«Ложкари»                       

Театральный кружок « Лира»             

 

физкультурно-спортивная

Кружок спортивных игр

« Волейбол»                  

Кружок ОФП «Быстрее, выше, сильнее»

 

Кружок ОФП « Подвижные игры»

                               Внеурочная деятельность 1 класса

Спортивно- оздоровительная (физкультурно-спортивная)

Секция ОФП: «Спортивные развлечения»

Секция « Весёлый мяч»

Общекультурная

(художественно- эстетическая)

Кружок  « Радуга»

Кружок «Чудесная мастерская»

 

  3. Через деятельность детского общественного движения.

  «Муравейное братство» - Всероссийское детское общественное движение, основанное в 1999 году по инициативе музея-заповедника «Ясная Поляна» и лично В.И. Толстого. Девизом его деятельности является тезис Л.Н. Толстого: «Жить в мире и согласии с людьми и природой».  Все учащиеся школы в разной степени являются участниками Движения. На традиционной линейке 1 сентября первоклассники торжественно принимаются в состав «муравьев». Начиная с 5 класса представители классов являются членами Совета старшеклассников. Совет имеет двух председателей (из числа учителей и учащихся), состоит из двух палат. Секторами работы «муравьев» являются учебный, трудовой, культурно-массовый, вожатский. «Муравейное братство» имеет свой постоянно действующий печатный орган со сложившимся коллективом редакции.

   Обязательным атрибутом деятельности организации является участие в летних сборах Движения в Ясной Поляне, межрегиональные встречи с другими отделениями Движения, участие в акциях «Муравейного братства», детских чтениях, организуемых музеем заповедником «Ясная Поляна».

 

4.Через деятельность школьного музея.

  Главной функцией любого музея является охранная функция, это место сбора и хранения материала. Однако музей имеет и широкие культурно-просветительские, образовательно-воспитательные функции:

а) экспозиции музея широко используются во время проведения уроков истории, литературы, ИЗО и др.;

б) музей организует временные выставки (посвященные ветеранам Великой Отечественной войны, юбилеям славных земляков и т.п.);

в) использование экспонатов школьного музея в школьных мероприятиях, особенно фольклорного характера - посиделках, колядках и т.п.;

г) охранно-восстановительные работы на местности (территории бывшей церкви и др.);

д) совместная научно-исследовательская деятельность взрослых и детей. Работа с источниками в архивах, встречи с людьми, анализ фактов и написание серьезных научно-исследовательских работ.

 

  Освоение социокультурного пространства проходит несколько ступеней.

1 ступень - детский сад и начальные классы.

 Уже в детском саду (МДОУ № 57) в результате совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя детского сада, педагогов школы начинается погружение детей в социокультурное пространство.  Круг их участия еще не велик. Это и элементарное участие в оформлении своей классной комнаты и прилегающей к ней небольшой территории, участие в благоустройстве школьного участка.

 2 ступень - учащиеся 5 - 8 классов.

  Деятельность учащихся расширяется. Они участвуют в заседаниях Совета старшеклассников, ухаживают за закрепленными за ними участками пришкольной территории, занимаются в творческих объединениях,  принимают самое непосредственное участие в школьных традиционных мероприятиях, КВН и др.

3 ступень -  учащиеся 9 - 11 классов.

 Они участвуют не только в проведении мероприятий, но и их планировании, определяют стратегию работы, ее направления, участвуют в управлении «Муравейным братством», всей школьной жизнью; занимаются в ТО «Лира».

 

В исследованиях отечественных ученых в последнее время процесс образования также рассматривается как процесс организации образовательной среды, в которой обучение и воспитание органично соединены с исследовательской деятельностью и встроены в культурно-исторический контекст (С.И. Гессен, В.В. Давыдов, Ю.П. Громыко, В.П. Зинченко, П.Г. Щедровицкий и др.).

Необходимыми условиями развития воспитывающего потенциала общеобразовательной среды современной школы, с учетом преобразования его основных компонентов, является преобразование самой образовательной среды.

В области материального (предметно-пространственное окружение) компонента это выражается в: создании современного имиджа школы, ее привлекательного облика: внешнего, созданного за счет дизайна здания и прилегающих к школе строений и территорий, создающих не только архитектурно-ландшафтное единство, но и передающее общую идею самой школы; внутреннего – основанного на простоте, целесообразности и достоинстве обстановки, оснащенной современными учебными помещениями, оборудованием и средствами информации; оснащении школьных аудиторий (классов, лабораторий, информационных центров и пр.) и сопутствующих служб современным оборудованием и технологиями, высоко технологичными средствами обучения и самообразования, доступами к мировым информационным потокам.

Основной задачей образовательной политики на этапе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» становится достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

К ключевым направлениям развития системы управления качеством образования и образовательной среды школы относятся:

1) качество содержания образования, методов обучения, организации образования;

2) качество используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса учителей; 3) качество целеполагания образовательной деятельности;

4) качество управления образовательным процессом или образовательной средой.

Направления развития системы управления качеством образования вполне соотносимы с компонентами образовательной среды и ее воспитывающего потенциала:

материальным (пространственно-семантическим),

социальным (содержательно-методическим) и

духовным (коммуникационно-организационным).

Показателем высокого качества функционирования воспитательной среды служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.

Целью воспитывающего потенциала образовательной среды школы является поиск, актуализация и развитие особой совокупности наличных средств воспитывающей среды, ее резервов и возможностей в сферах личностного, общественного и гражданского развития учащихся. Сформулированная цель позволила определить задачи развития воспитывающего потенциала школы, а также разделить их по приоритетам на основании базовых ценностей. К ним относятся задачи развития: духовно-нравственного потенциала учащихся на основе освоения универсальных общечеловеческих ценностей; потенциала гражданственности и патриотизма на основе присвоения базовых национальных ценностей; личностного потенциала учащихся на основе формирования и развития потребных качеств и свойств личности современного выпускника школы. Решение данных задач предопределило содержательный компонент воспитывающего потенциала образовательной среды школы. Планируемые результаты реализации воспитывающего потенциала образовательной среды отражаются в национальном идеале и нормативной модели личности выпускника школы.

Компоненты воспитывающего потенциала образовательной среды школы представлены: 1) социальным компонентом, который составляет событийно-информативное окружение (содержание образования) и выполняет информационно-просветительскую функцию, критерием его сформированности и соответственно реализации является образованность и воспитанность выпускников, репутация образовательного учреждения;

2) материальным компонентом, который наполнен пространственно-предметным окружением (облик, символика и уклад школы) и выполняет социально-адаптационную функцию, критерием его сформированности и, соответственно, реализации является высокая культура предметно-пространственного окружения;

3) духовным компонентом воспитывающего потенциала, который складывается из субъектного окружения, поведенческой карты и психологических факторов образовательной среды школы, основанных на иерархии духовных ценностей: общечеловеческих, национальных и личностных. Это составляет дух или общую атмосферу школы, он выполняет личностно-формирующую функцию, а критерием сформированности и реализации этого компонента является целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых в рамках реализации программы воспитания, высокая культура отношений и психологический комфорт.

Проблемы  реализации программы: дефицит финансирования подпрограмм, Программы развития школы,  недостаточный временной ресурс, неадекватность содержания образования, отрицательное влияние  окружающей среды, предлагающей  обучающимся  большое количество соблазнов.

В то же время  воспитательная модель Школы культуры предлагает массу возможностей для развития личности и воспитания  положительных  мотивов учении  поведения.

( см. план мероприятий в рамках реализации  программы развития « Школа культуры»).

Причём. сам  обучающийся не подозревал, что является объектом вос­питания

Таким образом, Концепция Школы культуры является  жизнеспособной в меняющихся условиях  развития общества, актуальной и способной реагировать на вызовы времени, т.к. личность  и добропорядочность не теряют своё значение  ни в какие времена.

Конструктор сайтов - uCoz