Для определения потребностей социума на образовательные услуги в школе регулярно производится социальный мониторинг:
Его целью является определение следующих показателей:
- Определение социального статуса семьи (ближайшего окружения учащихся)
- Выявление социальных факторов, влияющих (позитивно или негативно) на психологическое, физическое или умственное развитие ребенка.
Изучение степени взаимодействия семьи и школы ведется по следующим показателям:
- Удовлетворенность условиями обучения детей в школе;
- Включенность родителей в жизнедеятельность школы;
- Авторитет школы в микрорайоне.
Изучение уровня социальной адаптации учащихся изучается по показателям:
1.Уровень воспитанности учащихся;
2.Соблюдение правовых норм;
3. Уровень самоопределения выпускников.
Активное взаимодействие школы с социально-культурными и производственными объектами социума, семьей оказывает положительное влияние на образовательный процесс. Данное взаимодействие с каждым годом становится все меньше и меньше, снижается не только материальная поддержка, но и организационная (в проведении праздников, различных мероприятий) и общественная совместная работа. Сама школа как образовательное учреждение все больше становится обособленной, независимой, невзаимодействующей со всеми структурами на селе.
Постоянным является взаимодействие с администрацией района, администрацией села и комитетом по образованию, здравоохранения, учреждением культуры и социальной защиты, с пожарной инспекцией, судом, прокуратурой, полицией. Очень редко происходит сотрудничество частными предпринимателями села, чья помощь могла бы существенно отразиться на техническом оснащении школы.
Школой заключён договор о сотрудничестве с амбулаторией
с. Селиваново, медицинские работники проводить медицинские осмотры, работают в профилактическом и оздоровительном направлениях для сохранения и улучшения здоровья учащихся.
Тесным является сотрудничество клуба и школы. Но, к сожалению, население сегодня выступает в роли потребителя, а привлечь жителей в саму клубную деятельность становится очень трудным занятием. Взаимодействие же с сельскохозяйственными учреждениями является лишь эпизодическим явлением.
В школе работает ДОО « Муравейное братство» в тесном сотрудничестве с музеем- усадьбой « Ясная Поляна». Ежегодно школа организует обмен школьными делегациями г. Веймара и с. Селиваново в соответствии с подпрограммой «Веймар – Ясная Поляна – Селиваново: педагогика партнерства и диалог культур»
Формы взаимодействия
- Международный лагерь в России.
- Международный лагерь в Германии.
- Летний лагерь «Муравейного братства» в Ясной Поляне.
- Переписка между классами.
- Семинары между педагогами по обмену опытом.
Как видно из схемы, школа взаимодействует с учреждениями дополнительного образования и досуга для учащихся.
Учащиеся посещают следующие кружки и секции:
№ п./п. | Название | Учреждение |
1. | «Лёгкая атлетика» | ДЮСШ № 2 г. Советска |
2. | «Изостудия» | ЦДТ п. Первомайский |
3. | «Юный радиолюбитель» | ЦДТ п. Первомайский |
4. | «Музыкальная школа»
| «Первомайская детская музыкальная школа» |
Таким образом, полного и тесного взаимодействия школы с иными структурами села на сегодняшний день не наблюдается.
Отрыв школы от каких-либо систем села (сельского производства, частных предпринимательств и пр.) приносит разобщенность в целостность сельского социума.
Одним из главных является вопрос взаимодействия школы и семьи.
Сотрудничество в данном направлении заключается в посещении родителями собраний, в приглашении школой их на различные мероприятия, праздники. Многие родители контролируют выполнение домашнего задания, а когда приходят в школу на собрания советуются с учителями о способностях своих детей, интересуются успеваемостью детей.
В октябре 2011г. создан спортивный клуб « Муравей», в котором заниматься могут, и учащиеся, и родители.
Работа школы с родителями | Охват % |
Родительские собрания | 80% |
Приглашение родителей на различные мероприятия, праздники. | 65% |
Включение родителей в управление делами школы | 40% |
Родительские конференции, лектории | 50% |
Возможность участия в работе спортивных секций, кружков в школе | 20% |
Но, на сегодняшний день наблюдается рост педагогической безграмотности определенной части родителей, особенно молодых, что негативно сказывается на психическом и физическом развитии подрастающего поколения.
В связи с этим у родителей наблюдается переложение ответственности за воспитание своих детей на учителей школы, переложение многих функций семьи на образовательное учреждение села.
На сегодняшний день родители редко принимают участие в совместных педсоветах, семинарах. Дома же родители не уделяют достаточно времени культурному общению с детьми, воспитанием нравственных ценностей, что сказывается на общем уровне культурного развития ребенка.
Функциональные возможности социально-культурной сферы села в улучшении качества образования
| ||
Более тесное сотрудничество с местной библиотекой.
| Чаще проводить литературные вечера, гостиные, обзорные мероприятия и пр | В целях повышения уровня образованности учащихся и их просвещенности, культурного обогащения и формированию общечеловеческих ценностей |
Боле тесное взаимодействие с сельским домом культуры. | Организовывать творческие кружки новых направлений: видеомонтаж, кружок фотографий, занятия по вокалу и пр. | |
Усиление сотрудничества с детским садом | Улучшить качество подготовки учащихся к школе охваченных и не охваченных дошкольным образованием | В целях оптимизации этапов подготовки и адаптации к обучению в школе |
Активизация социальной работы с неблагополучными семьями | Улучшить эффективность работы социально-психологической службы | В целях обеспечения учащихся качественным бесплатным образованием |
Сельская школа как социальный культуросберегающий центр села
Возможности сельской школы в развитии учащихся
Школа – это совокупность различные видов педагогической деятельности: обучения, воспитания, дополнительного образования, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями. Важным в проектировании развития образования является понимание того, каковы же социально-культурные потребности школьников сегодня.
По результатам исследования большинство потребностей школьников относятся к образовательным. Это желание ребят повысить свой уровень компьютерной грамотности и иметь личный выход в Интернет (52 %). А также желание получать более качественное образование с возможностью посещать дополнительные знания по определенным предметам. Помимо образовательных потребностей учащиеся 9 -11 классов нуждаются в более качественном удовлетворении и социально-культурных потребностей. Малообеспеченность средств массовой информации в школах. Нет места для проведения их совместного досуга. Однако, несмотря на бедность образовательной среды сельской школы, преподаватели стараются расширить культурно-образовательные возможности школьников, исходя из имеющихся ресурсов. Так регулярно проводятся олимпиады и конкурсные программы. Активно проводятся мероприятия развлекательного и познавательного характера, как с учащимися, так и с подключением взрослого населения села. Итогом работы школы являются смотры художественной самодеятельности, проводимые в конце каждого года.
Ориентированность школы на трудовые виды обучения достаточно высока. Общее отношение к трудовой подготовке учащихся является положительным, ведь такие формы взаимодействия детей и подростков не только помогают в их личностном развитии, но и являются незаменимой площадкой по реализации различных потребностей учащихся. Это и общение с детей разных возрастов, обмен опытом между ними и взрослыми, трансляция разных ценностей, принципов, норм.
98 % учащихся посещает различные, имеющиеся на базе школы, кружки, секции, входят в состав детского объединения. Организация трудовой подготовки в сельской школе представлена различными направлениями:
Организация трудовой подготовки учащихся в школах
|
1.Работают кружки, факультативы.
|
2.Имеется школьный учебно-опытный участок.
|
3. Преподается модуль «сельскохозяйственный труд» в 5-8 классах.
|
4. Летний трудовой отряд.
|
Задачи:
- Расширять поле взаимодействия с социальными объектами Щекинского района.
- Принимать более активное участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.
- Более активно привлекать родителей и общественность к решению вопросов обеспечения полноценной жизнедеятельности школы и села.