Творческий и воспитательный потенциал образовательной среды
Ведущее направление деятельности Школы:
Формирование социокультурного опыта личности школьника средствами образования
Векторы педагогической деятельности
-развитие креативности у детей, творческого потенциала личности (опыт творчески преобразующей деятельности);
-формирование детско-взрослого сообщества как культурной ценности школы и села;
-развитие и укрепление личного статуса ребенка в детско-взрослом сообществе (коммуникативный опыт);
-социализация личности, формирование культуры социального поведения и социальной деятельности (гражданский, экономический, экологический культурный опыт).
Концепция школы предполагает использование следующих современных гуманитарных подходов к воспитанию:
1.Акмеологический подход. Акмеология – наука о высших достижениях человека на каждой ступени развития.
2.Аксиологический подход (учение о ценностях человеческой жизни).
3.Герменевтический подход (понимание смысла поступка. поведения) – это как непосредственное общение с ребенком, так и опосредованное – через сочинения, рисунки, творческую деятельность.
4.Событийный подход. Жизнь ребенка состоит из отдельных событий. Задача состоит в переходе от набора мероприятий к системе взаимодействия.
5.Средовый подход – создание в образовательном учреждении благоприятной среды – моральной, эстетической, интеллектуальной и др.
6.Синергетический подход – определение ведущей системообразующей идеи, вокруг которой развивается в школе все.
7.Амбвивалентный подход (двойственный) - соотношение любви и суровости, поощрения и наказания, праздников и будней, порядка и хаоса.
Таким образом, школа культуры - это образовательная модель, которая пытается сформировать систему культурных потребностей личности путем погружения ее в культурное пространство социума, частью которого выступает система образования.
Концепция школы реализуется:
1. через учебную деятельность.
-направление деятельности начальной школы на развитие личности ребенка, его творческих способностей, воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
-на уроках русского языка - изучение национального языка русского народа, как первоэлемента русской литературы, развитие коммуникативной направленности - умения красиво и правильно говорить;
-на уроках литературы акцентировать внимание на идеалы гуманизма и всенародности русской литературы, ее патриотизм и «всечеловечность», общечеловеческое значение произведений классической литературы; нравственную, социальную, мировоззренческую проблематику русской литературы; проблемы отношения человека к обществу, природе, преемственности поколений; человек и время, человек и нация; духовные поиски, проблема смысла жизни, идеала человечности;
-на уроках информатики формировать информационную культуру человека; раскрывать понятия «информационное общество», «информационная этика»;
-на уроках истории формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями; раскрывать взаимоотношения человека и природы, цивилизации и культуры;
-на уроках обществознания акцентировать внимание на бытии человека, цели и смысле его жизни, деятельности и творчестве, самореализации, понятии личности, ее социализации, внутреннем мире, свободе и ответственности;
-на уроках немецкого языка - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру для преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; приобщение к культуре, традициям других стран, воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
- на уроках природоведения - воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- на уроках географии - воспитание любви к своей местности, региону, стране, взаимопонимания с другими народами; воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- на уроках биологии - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других; воспитание культуры поведения в природе;
- на уроках физики и химии - воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества;
- на уроках музыки - развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- на уроках изобразительного искусства - воспитание хорошего вкуса, творческого потенциала; развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, формирование творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
- на уроках технологии - развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; предполагается перепрофилирование сельскохозяйственного труда на предмет «ландшафтный дизайн»; планируется создание на базе пришкольного участка и пришкольной территории ландшафтного парка, который бы явился воплощением идеи гармоничного сосуществования человека и природы;
- на уроках основ безопасности жизнедеятельности - воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- на уроках физической культуры - воспитание личности, способной к самостоятельной творческой деятельности, формирование морально-волевых качеств, воспитание требовательности к себе, принципиальности, самокритичности, внутренней дисциплинированности, развитие коммуникативных качеств.
2.Через систему внеклассной работы.
Наиболее эффективными являются те формы внеклассной работы, которые, не дублируют учебные занятия и позволяют доносить до ребят гуманитарную информацию через художественной переживание и наслаждение.
Это:
А) Школьный театр.
Школьная театральная деятельность позволяет решить ряд задач - это и компенсация многочисленных пробелов в знаниях учащихся, и накопление сверхпрограммной и внепрограммной информации, и воспитание способности и тяги к полноценному художественному наслаждению, которое не заложено в человеке от природы и нуждается в заботливом культивировании, это и формирование художественного вкуса, расширение кругозора.
Школьный театр (творческое объединение «Лира») имеет не только сложившийся коллектив актеров («труппу»), но и другие театральные компоненты: цех изготовления костюмов, цех изготовления декораций и реквизита, мастера освещения и звукооператоры, мастера видеосъемки, суфлеры.
По сложившейся традиции театр ставит большой спектакль к Новому году, участвует в районных и областных смотрах театральных коллективов. Под его руководством и при его непосредственном участии проводятся традиционный школьные мероприятия: День Знаний, День учителя, день Лицея, КВН, Новогодние утренники, вечер встречи с выпускниками, день св. Валентина, митинги 23 февраля и 9 Мая, последний звонок.
Б) Деятельность Изостудии и Художественного кружка, где в полной мере развиваются художественно-творческие способности детей.
В) Филиал Первомайской детской музыкальной школы, осуществляющий свою работу по трем классам (фортепиано, народные инструменты, хор), развивает музыкально-творческие способности учащихся, способствует получению ими среднего музыкального образования и воспитанию музыкальной культуры и музыкального вкуса.
Г) Кружок Ложкари», который, развивая музыкально-творческие способности учащихся, популяризирует этнографические, фольклорные традиции русского народа.
Д) Деятельность школьного лесничества развивает стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами, соблюдать гармоническое равновесие во взаимоотношениях человека и природы.
Е) занятия спортивных кружков призваны содействовать воспитанию физической культуры человека, его морально-волевых качеств, коммуникативных, коллективистских способностей.
Дополнительное образование
художественно-эстетическая | « Волшебная кисточка» |
Театр юного актёра «Рыжик» | |
«В гостях у сказки» | |
Кружок вокального пения « Ягодка» | |
«Ложкари» | |
Театральный кружок « Лира»
| |
физкультурно-спортивная | Кружок спортивных игр « Волейбол» |
Кружок ОФП «Быстрее, выше, сильнее»
| |
Кружок ОФП « Подвижные игры» |
Внеурочная деятельность 1 класса
Спортивно- оздоровительная (физкультурно-спортивная) | Секция ОФП: «Спортивные развлечения» |
Секция « Весёлый мяч» | |
Общекультурная (художественно- эстетическая) | Кружок « Радуга» |
Кружок «Чудесная мастерская» |
3. Через деятельность детского общественного движения.
«Муравейное братство» - Всероссийское детское общественное движение, основанное в 1999 году по инициативе музея-заповедника «Ясная Поляна» и лично В.И. Толстого. Девизом его деятельности является тезис Л.Н. Толстого: «Жить в мире и согласии с людьми и природой». Все учащиеся школы в разной степени являются участниками Движения. На традиционной линейке 1 сентября первоклассники торжественно принимаются в состав «муравьев». Начиная с 5 класса представители классов являются членами Совета старшеклассников. Совет имеет двух председателей (из числа учителей и учащихся), состоит из двух палат. Секторами работы «муравьев» являются учебный, трудовой, культурно-массовый, вожатский. «Муравейное братство» имеет свой постоянно действующий печатный орган со сложившимся коллективом редакции.
Обязательным атрибутом деятельности организации является участие в летних сборах Движения в Ясной Поляне, межрегиональные встречи с другими отделениями Движения, участие в акциях «Муравейного братства», детских чтениях, организуемых музеем заповедником «Ясная Поляна».
4.Через деятельность школьного музея.
Главной функцией любого музея является охранная функция, это место сбора и хранения материала. Однако музей имеет и широкие культурно-просветительские, образовательно-воспитательные функции:
а) экспозиции музея широко используются во время проведения уроков истории, литературы, ИЗО и др.;
б) музей организует временные выставки (посвященные ветеранам Великой Отечественной войны, юбилеям славных земляков и т.п.);
в) использование экспонатов школьного музея в школьных мероприятиях, особенно фольклорного характера - посиделках, колядках и т.п.;
г) охранно-восстановительные работы на местности (территории бывшей церкви и др.);
д) совместная научно-исследовательская деятельность взрослых и детей. Работа с источниками в архивах, встречи с людьми, анализ фактов и написание серьезных научно-исследовательских работ.
Освоение социокультурного пространства проходит несколько ступеней.
1 ступень - детский сад и начальные классы.
Уже в детском саду (МДОУ № 57) в результате совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя детского сада, педагогов школы начинается погружение детей в социокультурное пространство. Круг их участия еще не велик. Это и элементарное участие в оформлении своей классной комнаты и прилегающей к ней небольшой территории, участие в благоустройстве школьного участка.
2 ступень - учащиеся 5 - 8 классов.
Деятельность учащихся расширяется. Они участвуют в заседаниях Совета старшеклассников, ухаживают за закрепленными за ними участками пришкольной территории, занимаются в творческих объединениях, принимают самое непосредственное участие в школьных традиционных мероприятиях, КВН и др.
3 ступень - учащиеся 9 - 11 классов.
Они участвуют не только в проведении мероприятий, но и их планировании, определяют стратегию работы, ее направления, участвуют в управлении «Муравейным братством», всей школьной жизнью; занимаются в ТО «Лира».
В исследованиях отечественных ученых в последнее время процесс образования также рассматривается как процесс организации образовательной среды, в которой обучение и воспитание органично соединены с исследовательской деятельностью и встроены в культурно-исторический контекст (С.И. Гессен, В.В. Давыдов, Ю.П. Громыко, В.П. Зинченко, П.Г. Щедровицкий и др.).
Необходимыми условиями развития воспитывающего потенциала общеобразовательной среды современной школы, с учетом преобразования его основных компонентов, является преобразование самой образовательной среды.
В области материального (предметно-пространственное окружение) компонента это выражается в: создании современного имиджа школы, ее привлекательного облика: внешнего, созданного за счет дизайна здания и прилегающих к школе строений и территорий, создающих не только архитектурно-ландшафтное единство, но и передающее общую идею самой школы; внутреннего – основанного на простоте, целесообразности и достоинстве обстановки, оснащенной современными учебными помещениями, оборудованием и средствами информации; оснащении школьных аудиторий (классов, лабораторий, информационных центров и пр.) и сопутствующих служб современным оборудованием и технологиями, высоко технологичными средствами обучения и самообразования, доступами к мировым информационным потокам.
Основной задачей образовательной политики на этапе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» становится достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
К ключевым направлениям развития системы управления качеством образования и образовательной среды школы относятся:
1) качество содержания образования, методов обучения, организации образования;
2) качество используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса учителей; 3) качество целеполагания образовательной деятельности;
4) качество управления образовательным процессом или образовательной средой.
Направления развития системы управления качеством образования вполне соотносимы с компонентами образовательной среды и ее воспитывающего потенциала:
материальным (пространственно-семантическим),
социальным (содержательно-методическим) и
духовным (коммуникационно-организационным).
Показателем высокого качества функционирования воспитательной среды служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.
Целью воспитывающего потенциала образовательной среды школы является поиск, актуализация и развитие особой совокупности наличных средств воспитывающей среды, ее резервов и возможностей в сферах личностного, общественного и гражданского развития учащихся. Сформулированная цель позволила определить задачи развития воспитывающего потенциала школы, а также разделить их по приоритетам на основании базовых ценностей. К ним относятся задачи развития: духовно-нравственного потенциала учащихся на основе освоения универсальных общечеловеческих ценностей; потенциала гражданственности и патриотизма на основе присвоения базовых национальных ценностей; личностного потенциала учащихся на основе формирования и развития потребных качеств и свойств личности современного выпускника школы. Решение данных задач предопределило содержательный компонент воспитывающего потенциала образовательной среды школы. Планируемые результаты реализации воспитывающего потенциала образовательной среды отражаются в национальном идеале и нормативной модели личности выпускника школы.
Компоненты воспитывающего потенциала образовательной среды школы представлены: 1) социальным компонентом, который составляет событийно-информативное окружение (содержание образования) и выполняет информационно-просветительскую функцию, критерием его сформированности и соответственно реализации является образованность и воспитанность выпускников, репутация образовательного учреждения;
2) материальным компонентом, который наполнен пространственно-предметным окружением (облик, символика и уклад школы) и выполняет социально-адаптационную функцию, критерием его сформированности и, соответственно, реализации является высокая культура предметно-пространственного окружения;
3) духовным компонентом воспитывающего потенциала, который складывается из субъектного окружения, поведенческой карты и психологических факторов образовательной среды школы, основанных на иерархии духовных ценностей: общечеловеческих, национальных и личностных. Это составляет дух или общую атмосферу школы, он выполняет личностно-формирующую функцию, а критерием сформированности и реализации этого компонента является целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых в рамках реализации программы воспитания, высокая культура отношений и психологический комфорт.
Проблемы реализации программы: дефицит финансирования подпрограмм, Программы развития школы, недостаточный временной ресурс, неадекватность содержания образования, отрицательное влияние окружающей среды, предлагающей обучающимся большое количество соблазнов.
В то же время воспитательная модель Школы культуры предлагает массу возможностей для развития личности и воспитания положительных мотивов учении поведения.
( см. план мероприятий в рамках реализации программы развития « Школа культуры»).
Причём. сам обучающийся не подозревал, что является объектом воспитания
Таким образом, Концепция Школы культуры является жизнеспособной в меняющихся условиях развития общества, актуальной и способной реагировать на вызовы времени, т.к. личность и добропорядочность не теряют своё значение ни в какие времена.