1.Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
2. Параметры профессиональной зрелости личности человека:
üинформированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
üумение принимать решения;
üумение планировать свою профессиональную жизнь;
üэмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения
3.Цель профориентационной работы :
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
4.Задачи профориентационной работы:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
- 5.Принципы профориентационной работы в школе
- Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
- Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
6.Система профессиональной ориентации школьников:
Профессиональной просвещение; Профессиография; Профессиональная диагностика; Профессиональная консультация; Профессиональный подбор;
Профессиональная адаптация.
|
7.Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
- 5-7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельност
- представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”)
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
- 8-9 классы:
- уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- üформирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям
- 10-11 классы
- Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
- 8.Профориентационная работа педагога-психолога в школе:
- изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
- создает базу данных по профдиагностике.
9.Направления и формы профориентационной работы в школе:
9.1.Организационно-методическая деятельность
- Оформление уголка в кабинете технологии по профориентации.
- Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации, пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению
- Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI кл.
- Анализ планов воспитательной работы по профориентации.
- Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.
- Организация работы предметных, художественных кружков и кружков декоративно-прикладного творчества
- Введение элективных курсов и предметов
- Организация регулярной рубрики «Уроки самоопределения» в школьной печатной газете и на сайте
- Оформление и обновление стенда «Профессии и человек».
- Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.
|
- 9.2.Работа с педагогическими работниками
- Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
- Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов по профориентации
- Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.
- Организация для педагогов и классных руководителей методические семинары и групповые консультации по тем
- «Теория и практика профориентационной работы».
- Организация для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. Организация и проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий.
- Проведение методических советов и объединений педагогов с рассмотрением вопросов методики профориентационной работы, обменом опыта ее проведения
- Отчет учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе.
9.3.Работа с учащимися:
- Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Анкетирование;
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений
Формы профессионального просвещения учащихся:
I) Вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);
II) практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги, традиционные поручения, живая газета ,игры , конкурсы, тематические утренники и вечера, турниры знатоков, трудовые дела и т.п.);III) наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).
9.4.Работа с родителями
- проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
- лектории для родителей;индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
- привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
- помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
|