Профориентационная работа

 

 

1.Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию обучающимся  личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Профориентация  реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

2. Параметры профессиональной зрелости личности человека:

üинформированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;

üумение принимать решения;

üумение планировать свою профессиональную жизнь;

üэмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения

 

3.Цель профориентационной работы :

  •  оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

 

4.Задачи профориентационной работы:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  •  обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  •   дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  •  выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
  • 5.Принципы профориентационной работы в школе
  •    Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  •    Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
  •     Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  •   Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
  •    Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

6.Система профессиональной ориентации школьников:

Профессиональной просвещение;
Профессиография;
Профессиональная диагностика;
Профессиональная консультация;
Профессиональный подбор; 

Профессиональная адаптация.

 

7.Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

  •     формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;  развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
  •      5-7 классы:
  •  развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельност
  •  представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”)
  •  приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
  • 8-9 классы:
  •   уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • üформирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям 
  • 10-11 классы
  •       Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
  • 8.Профориентационная работа педагога-психолога в школе:
  •  изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
  •  осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  •    проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
  •  проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  •  способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  •   создает базу данных по профдиагностике.

9.Направления и формы профориентационной работы в школе:

9.1.Организационно-методическая деятельность

  • Оформление уголка в кабинете технологии по профориентации.
  •  Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации, пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению
  • Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI кл.
  • Анализ планов воспитательной работы по профориентации.
  • Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.
  •  Организация работы предметных, художественных кружков и кружков декоративно-прикладного творчества
  • Введение элективных курсов и предметов 
  • Организация регулярной рубрики «Уроки самоопределения» в школьной печатной газете   и на сайте
  • Оформление и обновление стенда «Профессии и человек».
  • Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с  познавательными и профессиональными интересами.

 

  • 9.2.Работа  с педагогическими работниками
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
  •  Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов по профориентации
  •  Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп.

  • Организация  для педагогов и классных руководителей методические семинары и групповые консультации по тем
  • «Теория и практика профориентационной работы».
  • Организация  для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. Организация и  проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий.
  • Проведение методических советов и объединений педагогов с рассмотрением вопросов методики профориентационной работы, обменом опыта ее проведения
  • Отчет учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе.                   

9.3.Работа с учащимися:

  • Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование;
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений

Формы профессионального просвещения учащихся:

I) Вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

II) практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги, традиционные поручения, живая газета ,игры , конкурсы, тематические утренники и вечера,  турниры знатоков, трудовые дела и т.п.);III) наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).    

9.4.Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
  •  лектории для родителей;индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  •  избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
Конструктор сайтов - uCoz