Портфолио

Администрация муниципального образования

«город Щёкино и Щёкинский район»

Комитет по образованию

Городской методический центр

 

 

                                    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

                                                      ТЕМА:

«Воспитание толерантности – актуальнейшая задача педагогов и родителей»

 

 

 

Куренкова Л.А., учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

                                                     АДРЕС ППО:

Ф.И.О.  Куренкова Лариса Александровна

Стаж работы: 36 лет

Место работы: МОУ СОШ №28

с. Селиваново Щёкинского района Тульской области

Предмет: начальные классы

Образование: высшее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Красивое латинское слово «толерантность» в последнее время стало популярным, даже модным. Что оно означает? Что стоит за ним? Необходимо, чтобы в общественном сознании - и особенно в сознании учительском - сложилось твердое понимание того, что толерантность имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим - учительским, родительским - тревогам и заботам, что ее воспитание - это наша актуальная задача.

 

     Человек, большой или маленький, никогда не жи­вет один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешнос­ти, по характеру, мужчин и женщин, знакомых, близ­ких, родных и совершенно незнакомых, чужих и не­понятных. Мало того - оказывается, ребенок не сможет стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей. Только под воздействи­ем совместно-разделенной деятельности со взрослым могут раскрыться те по­тенциальные возможности, которые заложены в каж­дом ребенке.

 

     У каждого свои воз­можности, мозг каждого человека изначально име­ет свои врожденные осо­бенности, а значит, даже попав в одни и те же условия, мы станем разными людьми. И это прекрасно, и это оправданно, с точки зрения развития человече­ства. То, что мы разные, - это важнейший фактор развития общества. В жиз­ни существует множество разных ниш: профессио­нальные ниши, социаль­ные, климатические, эко­логические и так далее, - и в каждой из этих ниш наиболее успешен будет определенный тип челове­ка, с определенными чер­тами индивидуальности. Конечно, индивидуаль­ность определяется не только врожденными фак­торами. То, что дано нам от природы, это только основная схема, скелет, эскиз, который под воздействием среды, в которую попадает ребенок, под влиянием взрослых, которые его окружают, наполняется красками, живыми реалиями, плотью и кровью и превращается в индивидуальность.

     Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя, не похожего на близких тебе людей? В русском языке существует понятие «терпимость». Ты - дру­гой, но я уважаю твое право быть другим. В да­лекой истории нашей стра­ны существовали опреде­ленные традиции, которые регламентировали отноше­ния между разными груп­пами, предотвращали про­явления неуважительно­сти, агрессии, нетерпимо­сти.

    Однако во многом люди составляли однородную общность. В большинстве районов нашей страны жи­тели являлись представителями одной и той же на­циональности, имели чаще славянскую внешность, го­ворили на одном и том же языке и исповедовали од­ну и ту же религию. Ко­нечно, наша страна всегда была многонациональной, но встретить, например, в деревне чернокожего че­ловека было практически невозможно. Сейчас ситу­ация резко изменилась. Возросшая миграция насе­ления, возможность за считанные часы пересе­кать границы государств, резкое социальное рас­слоение населения, утрата многих традиций во вза­имоотношениях, информа­ционная нагруженность детей, когда они часто в определенных областях обладают большими зна­ниями, чем их родители или педагоги, и многое другое - все это усложни­ло взаимоотношения меж­ду людьми, расширило спектр «иных», отличных от меня, часто недоступ­ных моему пониманию. В таких условиях умение общаться с этими «ины­ми», жить и работать ря­дом с ними и вместе с ни­ми стало важной, жизнен­ной необходимостью.

  Сейчас очень широко используется понятие «то­лерантность». Само слово «толерантность» происхо­дит от латинского слова «tolerantia» - терпение. По определению А.А. Реана, понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление ре­агирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чув­ствительности к его воз­действию. Толерантность рассматривается также как психологическая ус­тойчивость при наличии стрессоров, формирую­щихся в результате сниже­ния чувствительности к их повторяющемуся воздей­ствию (А.В. Петровский,

 В.В. Юрчук).

В настоящее время этот термин обычно использу­ют, когда говорят о куль­туре взаимоотношений людей с разными этно­культурными установками или имеющими какие-то другие существенные от­личия в поведении, взгля­дах на мир, самосознании и т.д. Толерантность озна­чает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур на­шего мира, наших форм самовыражения и спосо­бов проявлений человечес­кой индивидуальности. Ей способствуют знания, от­крытость, общение, свобо­да мысли, совести и убеж­дений.

Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но политическая и правовая потребность.

     Толерантность - это добродетель, которая де­лает возможным достиже­ние мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Следова­тельно, толерантность по­нимается, во-первых, как полное отсутствие препят­ствий движения от Я к Ты; во-вторых, как общечело­веческая ценность, кото­рая осуществляется через закон и традиционные об­щественные нормы, зна­чение которой возрастает по мере самоопределения личности, а ее актуализа­ция происходит в пере­ломные моменты жизни; в-третьих, как практичес­кая норма общения, поз­воляющая эффективно раз­решать противоречия и конфликты в процессе об­щения. Человек не может стать толерантным мгновенно. .Толерантности нужно учиться, и чем раньше — тем лучше. И здесь огром­ная роль отводится педа­гогам.

  Словарь иностранных слов трактует толерант­ность как терпение к чу­жим мнениям и веровани­ям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому и предлагается рассматривать толерант­ность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

   Признание - это спо­собность видеть в другом именно другого - как но­сителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отли­чаться от меня.

    Принятие - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и  другого.

Опыт толерантности, по­ложительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (не­гативизм отношения), име­ется у каждого человека, в том числе и у ребенка, даже самого маленького, у которого есть «люби­мые» и «нелюбимые» лю­ди. Тем более такой опыт есть у школьников, обла­дающих разными характерами, темпераментами, представлениями, ожида­ниями, манерой поведе­ния, но вынужденных при­нимать школьные порядки классного руководителя, того или иного учителя...

     Особенно важно воспи­тание толерантности, куль­туры мира и согласия в детском возрасте. Ребе­нок пытается упорядочить окружающий его мир, сде­лать этот мир понятным, предсказуемым, не тая­щим угрозы. Почему геро­ями сказок для маленьких детей чаще выступают не люди, а животные? Мир взаимоотношений между людьми очень сложен, по­ка во многом не понятен ребенку, а зайчик в сказ­ках всегда хороший и не­много трусливый, а вот волк злой, а лиса хитрая. На самом деле заяц не так уж и труслив, а лиса не са­мый хитрый зверь. Но ре­бенок отрабатывает пони­мание взаимоотношений сначала в упрощенной форме на сказочных героях, а уже потом учится по­нимать тонкости взаимоот­ношений между людьми. Он пытается защититься от «иных», противопоставляя их «своим», объединяясь со своими против чужих или просто других. В этом случае дети могут быть аг­рессивными. При этом аг­рессия совсем не обяза­тельно проявляется в дра­ке. Всем известны детские дразнилки. Дразнят слиш­ком высоких и, наоборот, низкорослых, толстых и тщедушных, рыжеволосых, смуглых и белобрысых. «Рыжий, рыжий, конопа­тый, убил дедушку лопа­той!».

Этому есть еще одно - биохимическое - объясне­ние. Количество серотонина в крови регулируется генетически. Низкое со­держание серотонина про­воцирует агрессивное по­ведение, а контролируют эти процессы лобные об­ласти мозга. Но у детей лобные области еще нахо­дятся в стадии развития и не всегда могут затормо­зить нежелательную агрес­сию. Таким детям особен­но важно, чтобы рядом был взрослый, который помог бы избежать неже­лательных конфликтов.

     Итак, воспитание толе­рантности к не похожим на тебя людям, воспитание терпимости, понимания, интереса к другому чело­веку и к его видению мира становится в нашем изме­няющемся обществе од­ной из важнейших задач, стоящих перед взрослыми людьми по отношению к подрастающему поко­лению. В нынешнее вре­мя, с его убыстренным ритмом, с нестабильно­стью, с трудностью прог­нозирования будущего, с высокой неоднородно­стью общества, с востре­бованностью не одина­ковых людей-«винтиков», а индивидуальных способ­ностей каждого, без умения уважать чужие ценнос­ти, чужое мнение очень трудно жить среди людей и быть ими принятым. На­иболее важную роль в воспитании толерантной личности, уважающей и себя, и других, играют, ко­нечно же, родители и пе­дагоги.

Давайте рассмотрим те узловые точки, в которых может проявиться нетоле­рантное отношение к дру­гим людям и требуются воспитательные воздей­ствия взрослых.

                          

Непохожий на других, или Белая ворона в детском коллективе

Малыши редко обраща­ют внимание на необыч­ную внешность ровесника. Они еще не сформировали для себя обобщенный об­раз ребенка того или ино­го возраста. Становясь старше, дети начинают об­ращать внимание на тех, кто резко отличается от остальных. Непонятное мо­жет вызывать агрессию. Недаром белую ворону могут прогнать или даже заклевать до смерти дру­гие, обычные вороны. В природе очень важно отличать своих от чужих. Это необходимо, чтобы найти партнера своего ви­да и не допустить скрещи­вания, например, воробья с синицей или осла с ло­шадью. В человеческом обществе взаимоотноше­ния значительно сложнее. Однако образ «своего, такого, как я» и «чужо­го, непохожего на меня» у детей тоже формирует­ся. А вот станут ли отно­шения к непохожему на остальных спокойными и доброжелательными или враждебными, зависит от воспитания.

     Сначала ребенок прояв­ляет свое отношение к то­му ребенку, который чем-то отличается от него, в виде удивле­ния и безобид­ного любопыт­ства. «А почему у Миши на носу пятнышки?» (про веснушки). «А почему у Джесси такое лицо?» (про чернокожую девоч­ку). «А почему у Вити из попки палец торчит?» (де­вочка о мальчике). Удив­ление у ребенка является толчком к познанию. На этом этапе детства непо­хожий сверстник не вызы­вает агрессии, если стар­шие не подают пример не­гативного отношения к «не­похожим на нас».

 В преддверии подрост­кового возраста, а иногда и раньше, дети пытаются отделить себя от мира взрослых, создать свой мир, со своими законами и ритуалами, даже с осо­бой речью и некоторыми внешними атрибутами при­надлежности к их особому миру. Вот тогда появляет­ся деление на своих и чу­жих. Войти в этот мир мо­жет не любой ровесник. Одно из противоречий подросткового возраста состоит в том, что, с од­ной стороны, ребенок очень боится быть не при­нятым «своими» (а значит, должен быть таким, как они, не отличаться, не вы­деляться), а с другой сто­роны, он хочет быть не та­ким, как все, особым, вы­дающимся. Балансируя между этими двумя проти­воположными желаниями, подросток очень ревност­но следит за другими, пы­тается доказать, что он свой, но он лучше многих, а для этого часто пытается возвыситься за счет уни­жения других детей, чем- то отличающихся внешне или по поведению, кото­рое считается среди «сво­их» неприемлемым, по­стыдным, признаком сла­бости.

     Уже в первом классе, попадая в новую среду, в которой пока еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пы­таются создать некото­рую иерархически построенную, организованную структуру. Идет поиск ли­дера. У мальчиков этот по­иск идет дольше, чем у де­вочек. Иногда мальчики дерутся, выясняя, кто сильнее телом и духом, а чаще просто толкаются. Их стычки носят демон­стративный, ритуальный характер. Обычно они не держат зла друг на друга. Подравшись на одной пе­ремене, они могут вместе играть на другой. Лидером становится тот, кого ува­жают за силу, за умение организовать игру, приду­мать что-то интересное и т.д.

     В животном мире, по наблюдениям этологов', агрессивность к себе по­добным в первую очередь служит для замены физи­ческих стычек, наносящих телесные повреждения, стычками психологически­ми. Животные начинают друг другу угрожать, при­нимая позу угрозы, демон­стрируя свое оружие (ког­ти, зубы, рога). При этом они рычат, шипят, ревут и воют. Такое противостоя­ние продолжается до тех пор, пока чья-то психика не выдержит первой. По­бежденный, чтобы снять агрессию, должен принять позу подчинения, а побе­дитель, в качестве замены драки, должен потрепать побежденного за шерсть (волосы), похлопать ла­пой, толкнуть, ущипнуть. Все это очень похоже на стычки наших детей, в первую очередь мальчи­ков. Они могут принять боевую стойку, демон­стрировать свои кулаки, размахивать ими перед ли­цом партнера, угрожать словесно. Если же одно­классник не демонстриру­ет такое же поведение, то он может буквально через минуту положить ему руку на плечо и потащить за со­бой с самым мирным ви­дом. Создание определен­ной иерархической систе­мы позволяет избегать постоянных конфликтов, а зачастую служит основой для совместных действий.­ Такое соподчинение поз­воляет упорядочивать от­ношения и в этом смысле полезно для общества.

Девочки сложной ие­рархии не образуют. У де­вочек выбор лидера часто происходит по формаль­ным признакам: она лучше других одета, приносит в класс игрушки, которых нет больше ни у кого, ее хвалит учительница. Если девочки поспорили, поссо­рились, то это надолго. Они склонны к созданию группировок, в которые «чужие» допускаются ред­ко. Они чаще, чем мальчи­ки, исключают третьего: «Если ты будешь играть с Машкой, я с тобой дру­жить не буду!».

На этом фоне легко мо­жет сформироваться уста­новка нетерпимости к «чу­жим». У мальчиков агрес­сия чаще проявляется фи­зически (дерутся, толкают­ся), а у девочек вербально (дразнят, обзываются, го­ворят обидные вещи). Но чтобы обозвать, нужен не­кий повод. Часто это необычная внешность - вспом­ните обидные прозвища, которыми пользовались ваши одноклассники: об­зывали рыжим, толстым, или жиртрестом, дылдой, мелким, седым, косым и т.д. Причем это не значит, что рыжеволосый или ко­соглазый ребенок не мо­жет стать лидером. При этом его могут тоже звать рыжим или косым (если он позволит), но уважитель­но, признавая его «своим», да к тому же лидером.

Хорошо, если лидером становится тот ребенок, чей пример действительно положителен. А если нет? Вот тут нельзя переоце­нить роль педагога. Но ес­ли ребенок-лидер не при­знается педагогом и груп­пой детей, за которыми стоит авторитет взрослого, то такому лидеру прихо­дится постоянно доказывать свое главенство за счет унижения самых сла­бых. Это могут быть физи­чески слабые дети, трусо­ватые, не приемлющие драку в силу воспитания или по другим причинам, девочки, новенькие, те, кто плохо говорит и пони­мает по-русски и т.д. Как дать им отпор?)

В таких ситуациях стал­киваются биологические инстинкты и человеческие приоритеты. Инстинкт го­ворит: дерись или сдайся. Животные не чувствуют стыда, покоряясь лидеру. Быть в середине или да­же в конце иерархической лестницы в чем-то даже выгодно. Не так у людей. Если лидер агрессивен, унижает, оскорбляет, ему следует дать отпор. Под­чиниться в такой ситуации стыдно. В одиночку ни один ребенок не справит­ся с этим, а вот дать кол­лективный отпор можно, особенно если поможет взрослый.

Но для того, чтобы по­мочь, надо правильно оце­нить ситуацию: когда вме­шаться необходимо, а ког­да дать детям самим спра­виться с ситуацией.

 Не следует мелочно опекать детей и решать за них все возникающие конфликты. Иногда стоит понаблюдать, не вмешива­ясь, но и не упуская из ви­ду. Дети все равно выстро­ят свою иерархию, и учи­тель своим вмешатель­ством может только про­длить этот процесс во вре­мени. А вот предотвратить главенство негативного ли­дера, не позволить пре­вратить некоторых детей в изгоев педагог обязан. Только нужно понимать, что лекциями и выговора­ми или другими санкциями здесь не обойдешься. Нужно суметь смоделиро­вать ситуацию, подтолк­нуть детей к тому, чтобы они сами осознанно при­няли желаемое для нас решение.

     У животных есть врож­денные запреты применять свое оружие или приемы, предназначенные для охо­ты или отпора врагам, в драке со своими. Волк мо­жет убить лося одним уда­ром, разорвав ему клыка­ми горло, но в драке с другим волком он этих приемов применять не имеет права. Кот старает­ся ударить врага, напри­мер, собаку, когтями в глаз, но, выясняя отноше­ния с другим котом, никог­да не метит в глаз: они бьют друг друга по ушам - это больно, но не смер­тельно. Если собаку он от­носит к «своим», так как они мирно проживают в одном доме, то кот тоже никогда не ударит ее ла­пой по глазам - скорее укусит за нос.

 Но такой врожденный запрет есть только у тех животных, которые воору­жены природой зубами, когтями или рогами. У всех остальных, в том числе и у человека, таких запретов нет. У человека почти нет врожденных ог­раничений для действий в драке. Два невооружен­ных человека не способны нанести друг другу смер­тельных ран. Но природа не предполагала, что люди могут вооружиться без ее участия. Компенсировать отсутствие врожденного запрета можно только воспитанием.

У животных есть еще два строгих запрета, кото­рые не являются столь же строгими в человеческом обществе. Один из них гласит: не бей того, кто принял позу покорности. Другой соответствует прин­ципу: победа с тем, кто прав: кто защищает свою территорию, свой дом, свою семью. В этом слу­чае запрет распространя­ется на действия агрессо­ра, даже если он значи­тельно сильнее соперника. Человеку в таких ситуаци­ях помогает не природа, а мораль, воспитание.

    Итак, заглянув в мир животных и приняв тезис о том, что мы существа одновременно и биологи­ческие, и социальные, мы, возможно, сумели понять некоторые истоки агрессивности и враждебнности в детском сообществе. А по­нять - значит найти пути воздействия. Приходящий в класс новичок никак не встроен в уже сложившую­ся иерархию. Ему еще предстоит найти свое мес­то в ней. В этой ситуации на помощь может и дол­жен прийти педагог. Пус­кать все на самотек может быть опасно. Ведь он пока чужой. Если учитель ви­дит, что дети еще не на­учились доброжелательно реагировать на незнакомо­го и пока непонятного им человека, если у них еще не развиты чувства сопе­реживания, эмпатии, то это удобный случай научить их этому. Вы помо­жете новичку преодолеть этот тяжелый момент его жизни, а для всего осталь­ного класса польза будет не только сиюминутной - доброжелательность, то­лерантность станут их дос­тоянием на всю жизнь.

 

 

       Какие же конкретные шаги должен предпринять учитель, когда он видит, что какого-то ребенка обижают, унижают, не принимают в свое сообще­ство? Во-первых, повысить его статус. Найдите у это­го ребенка такие достоин­ства, которые ценятся в обществе. Неплохо было бы, если бы они ценились не только взрослыми, но и детьми. При этом не стоит действовать «в лоб», прос­то рассказывая классу, ка­кими достоинствами обла­дает этот ребенок. Лучше создать ситуацию, при ко­торой он сможет проявить себя в действии. Очень хо­рошо, если эти его дей­ствия в этот момент будут востребованы детским кол­лективом.

      Например, отвергаемый ребенок несколько полно­ват. Он всегда отстает в спортивных соревнова­ниях на ловкость и быст­роту. Придумайте ситуа­цию, в которой его недо­статок станет достоинством. Например, устройте соревнование, в котором побеждает та команда, ко­торая перетянет канат, на­брошенный на переклади­ну. Здесь его лишний вес будет только на пользу ко­манде.

  Работу по развитию то­лерантности, доброжела­тельности к другим лю­дям, сопереживания им можно вести и на уроках литературы, естествозна­ния (окружающего мира), даже математики, выбирая задачи, в которых дейст­вуют отличающиеся от других люди. Важно, что­бы они выглядели в дан­ном контексте положи­тельными героями.

  Однако, только реаги­руя в режиме «скорой по­мощи» на случаи нетерпи­мого отношения к другому человеку, невозможно вос­питать толерантность в де­тях. Нужна постоянная, планомерная работа.

     Дети, как и некоторые взрослые, оценивая друго­го человека, за точку от­счета принимают обычно себя самого. Если я силь­ный, то все, кто слабее меня, воспринимаются как недоразвитые, в чем-то не совсем полноценные, сла­баки. Если я могу постоять за себя, то все, кто на это не способен, хуже меня. Если я получаю в школе хоро­шие отметки, значит, я умный, а «троеч­ники» - люди второго сорта. Пусть тренируется, занимается спортом, раз­вивает силу воли, слушает учителя и старательнее го­товит уроки. Тогда он ста­нет «своим». А сейчас он сам виноват, что он не та­кой, как я и мои друзья.

     Правильная ли это по­зиция? Конечно, нет. Но детям самостоятельно трудно осмыслить, в чем он не прав. Задача учите­ля - доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что об­ществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профес­сиях или в одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, вооб­ражение. Есть профессии, в которых ценятся малень­кий рост и небольшой вес - например, важным усло­вием при отборе первых космонавтов был невысо­кий рост. Юрий Гагарин был очень небольшого роста. Выдающимися акте­рами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна.

Конечно, чтобы воспи­тывать у детей уважитель­ное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выда­ющимися качествами или такими качествами, кото­рые нравятся нам, а прос­то потому, что он имеет право быть другим, взрос­лому самому нужно воспи­тать в себе такую же тер­пимость к другим. В пер­вую очередь, надо позво­лить детям иметь свою ин­дивидуальность, быть дру­гими, а не такими, как хо­телось бы или как было бы удобно нам. Ведь де­ти - это тоже люди, толь­ко маленькие.

 

Неуспешный ученик, или Школьная жизнь Гадкого утенка

В начальной школе де­ти выстраивают свои отно­шения во многом ориенти­руясь на то, как их оцени­вает учитель. А он, точнее она, оценивает их прежде всего отметкой. И эта от­метка «метит» детей, де­лит на отличников и хоро­шистов, троечников и «сла­бых», расставляет их на разные ступеньки лестни­цы успеха. Тот, кто оказы­вается на верху этой лест­ницы, смотрит на осталь­ных свысока. Может быть, так и надо: учись, старай­ся - и заслужишь право встать на ступеньку повы­ше? Если бы все было так просто: «старайся - и добь­ешься успеха»... Мы с вами, взрослые, тоже по­рой стараемся, но не во всех видах деятельности можем добиться успеха...

А детям ведь труднее, чем нам. Они маленькие. У них так же, как у нас, разные способности и раз­ные интересы. Да и сами дети в классе - разные! Причин этому множество. Сейчас в первый класс от­дают детей разных по воз­расту. А в этот период не то, что год - пара месяцев имеют значение для разви­тия. Да ведь и среди де­тей, родившихся в один день, кто-то опережает свой «паспортный» воз­раст, а кто-то отстает. И это ни хорошо, ни плохо, в каждом варианте есть и свои плюсы, и свои мину­сы. Однако тем, кто млад­ше, учиться тяжелее, так как их мозг и психика, в силу возрастных особен­ностей, не готовы справить­ся с определенным уров­нем познавательных задач. Кроме того, у каждого ре­бенка свой «маршрут развития» (последователь­ность формирования опре­деленных функций, темп развития). А методика обу­чения рассчитана на «ус­редненного» ребенка...

Первоклассники не бы­вают ленивыми. Они жаж­дут знаний, они хотят ско­рее стать школьниками. Но для многих путь к успеху усеян камнями и колючка­ми.

Часто в силу особеннос­тей своего развития ребе­нок поставлен в неравные условия с остальными. Он не плохой - он другой. Он очень старается, но то, что другим дается легко, тре­бует от него запредельных сил, которых у него нет. И вот сначала его начинает ругать мама, потом учи­тельница... Потом и однок­лассники приучаются смот­реть с превосходством. Его, как Гадкого утенка, все норовят клюнуть, ущип­нуть, обозвать. Даже мама выражает свое неудоволь­ствие и разочарование сы­ном или дочкой. А у папы терпения и терпимости, как правило, еще меньше. Да­же папы - бывшие троечни­ки не понимают, «в кого это ребенок такой тупой».

Но ведь эти попреки тяжким грузом ложатся на душу ребенка, формируют в нем психологию неудач­ника. Представьте, что вас изо дня в день ругают за то, что зарплата у вас мень­ше, чем у соседа. А ведь школьные отметки - та же зарплата.

Вот так, общими усили­ями родителей, учителей мы превращаем этого от­стающего ребенка, как за­метил психолог Д.Н. Исаев, в «приговоренного к необучаемости».    Мы прикладываем к ребенку шаблон. Уложился в рамки - хоро­шо, а не уложился - там подтянем, здесь отрежем... И если не так, то что же делать? Раз уж мы, взрос­лые, пока не научились максимально использовать в процессе обучения преи­мущества и сильные сторо­ны каждого ребенка, то ос­тается поиск другого пути, индивидуального подхода, и - терпение, терпение и еще раз терпение. Доброжелательное отношение, готовность выслушать и по­мочь, принять его труднос­ти, как свои, и любовь. Учи­тель не обязан любить каждого ребенка, но обя­зан пытаться его понять и уважать его как разви­вающуюся личность. А вот родители любить обязаны, а иначе какие же они ро­дители?

Детство без любви и без радости неполноценно. Оно деформирует психику детей, и они могут стать пассивно-равнодушными или агрессивными.

Однажды в детском оз­доровительном лагере про­изошел такой случай. Ма­ма в родительский день приехала к своему сыну, который сломал ногу. Все родители разошлись по участку, уединились со сво­ими детьми, угощали их привезенными лакомства­ми. Мама с сыном не были исключением. А рядом си­дел чужой мальчик, кото­рый вдруг, ни с того, ни с сего толкнул товарища, специально задев его за­гипсованную ногу. Что же сделала мама? Она позва­ла этого чужого ребенка и угостила привезенными гостинцами. В разговоре выяснилось, что к мальчи­ку в очередной раз никто не приехал. Позже два мальчика подружились.

   Значит, маме удалось не только понять проблемы чужого ребенка, причину его агрессивности, но и снять эту агрессивность своим доброжелательным отношением. Кроме того, она сумела на своем при­мере показать своему сы­ну, что надо быть терпи­мым и внимательным к чу­жим трудностям.

Попробовать понять чу­жого ребенка, как своего собственного, пережить чу­жие проблемы, как свои, не быть равнодушными к детским несчастьям - вот качества, которыми дол­жен обладать толерантный педагог. А настоящий пе­дагог — это тот, кто не толь­ко сам наделен доброжела­тельностью, терпимостью, желанием разделить со своими детьми радости и печали, но и может при­вить эти качества детям.

Ребенок так искренне и тяжело переживает проис­ходящие с ним несчастья: мама не приехала, двойку получил или не был понят взрослыми и сверстника­ми... И если у взрослых есть множество вариантов ре­шения своих проблем, то у ребенка их почти нет. Он не может самостоятельно сменить род деятельности или коллектив, в котором живет и учится. В этом воз­расте ребенку зачастую бы­вает трудно как осмыслить свою проблему, так и чет­ко и понятно объяснить ее, оформить в речи.

Как же быть педагогу и родителю в ситуации, ког­да возникает противостоя­ние детей успешных и не­успешных? На практике можно встретить несколь­ко способов реагирования на такую ситуацию.

Первый - самый прос­той и, увы, самый непро­фессиональный - не заме­чать проблемы вообще и пустить все на самотек. В результате неуспешные ученики могут получить статус если не изгоев, то неуважаемых членов детс­кого коллектива, по отно­шению к которым можно допускать определенную несправедливость в игре и других видах взаимодей­ствия. Их можно, напри­мер, оттеснить из очереди, если в игре положено ее соблюдать, с ними можно разговаривать в пренебре­жительном тоне или даже обзывать. При этом неус­пешные ученики могут при­нять роль Гадких утят и формировать ощущение несправедливо обиженных, накапливать опыт покор­ности обстоятельствам, тренироваться в принятии несправедливости и безна­дежности борьбы с ней.

Но некоторые дети пы­таются бунтовать, используя доступные им средства. Они могут на­чать драться, плеваться, обзываться, пакостить ис­подтишка. Они могут попы­таться завоевать лидерс­кие позиции или хотя бы получить пропуск в мир ус­пешных детей странными, а иногда и опасными вы­ходками или с помощью подхалимства и подкупа. В ход идут клоунада, бра­вада, демонстрация неза­висимости, неуважения к взрослым, к правилам по­ведения или, наоборот, задаривание одноклассни­ков, выполнение любых их просьб и приказов. Все это формирует нежелательные черты характера, разруши­тельно действует на психи­ку ребенка, на здоровье (может привести к психо­соматическим заболевани­ям).

Хочется обратить вни­мание на то, что страдают в такой ситуации не толь­ко дети-аутсайдеры, но и их более успешные одно­классники. Ведь они тоже приобретают негативный опыт - опыт неуважитель­ного отношения к людям, оценки человека по его карьерным достижениям.

Педагог ни в коем слу­чае не должен оставлять детей один на один с по­добной проблемой, если видит, что дети не способ­ны сами к ее позитивному решению.

Второй способ реаги­рования педаго

Конструктор сайтов - uCoz