Администрация муниципального образования
«город Щёкино и Щёкинский район»
Комитет по образованию
Городской методический центр
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ТЕМА:
«Воспитание толерантности – актуальнейшая задача педагогов и родителей»
Куренкова Л.А., учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
АДРЕС ППО:
Ф.И.О. Куренкова Лариса Александровна
Стаж работы: 36 лет
Место работы: МОУ СОШ №28
с. Селиваново Щёкинского района Тульской области
Предмет: начальные классы
Образование: высшее
Красивое латинское слово «толерантность» в последнее время стало популярным, даже модным. Что оно означает? Что стоит за ним? Необходимо, чтобы в общественном сознании - и особенно в сознании учительском - сложилось твердое понимание того, что толерантность имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим - учительским, родительским - тревогам и заботам, что ее воспитание - это наша актуальная задача.
Человек, большой или маленький, никогда не живет один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин и женщин, знакомых, близких, родных и совершенно незнакомых, чужих и непонятных. Мало того - оказывается, ребенок не сможет стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей. Только под воздействием совместно-разделенной деятельности со взрослым могут раскрыться те потенциальные возможности, которые заложены в каждом ребенке.
У каждого свои возможности, мозг каждого человека изначально имеет свои врожденные особенности, а значит, даже попав в одни и те же условия, мы станем разными людьми. И это прекрасно, и это оправданно, с точки зрения развития человечества. То, что мы разные, - это важнейший фактор развития общества. В жизни существует множество разных ниш: профессиональные ниши, социальные, климатические, экологические и так далее, - и в каждой из этих ниш наиболее успешен будет определенный тип человека, с определенными чертами индивидуальности. Конечно, индивидуальность определяется не только врожденными факторами. То, что дано нам от природы, это только основная схема, скелет, эскиз, который под воздействием среды, в которую попадает ребенок, под влиянием взрослых, которые его окружают, наполняется красками, живыми реалиями, плотью и кровью и превращается в индивидуальность.
Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя, не похожего на близких тебе людей? В русском языке существует понятие «терпимость». Ты - другой, но я уважаю твое право быть другим. В далекой истории нашей страны существовали определенные традиции, которые регламентировали отношения между разными группами, предотвращали проявления неуважительности, агрессии, нетерпимости.
Однако во многом люди составляли однородную общность. В большинстве районов нашей страны жители являлись представителями одной и той же национальности, имели чаще славянскую внешность, говорили на одном и том же языке и исповедовали одну и ту же религию. Конечно, наша страна всегда была многонациональной, но встретить, например, в деревне чернокожего человека было практически невозможно. Сейчас ситуация резко изменилась. Возросшая миграция населения, возможность за считанные часы пересекать границы государств, резкое социальное расслоение населения, утрата многих традиций во взаимоотношениях, информационная нагруженность детей, когда они часто в определенных областях обладают большими знаниями, чем их родители или педагоги, и многое другое - все это усложнило взаимоотношения между людьми, расширило спектр «иных», отличных от меня, часто недоступных моему пониманию. В таких условиях умение общаться с этими «иными», жить и работать рядом с ними и вместе с ними стало важной, жизненной необходимостью.
Сейчас очень широко используется понятие «толерантность». Само слово «толерантность» происходит от латинского слова «tolerantia» - терпение. По определению А.А. Реана, понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность рассматривается также как психологическая устойчивость при наличии стрессоров, формирующихся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию (А.В. Петровский,
В.В. Юрчук).
В настоящее время этот термин обычно используют, когда говорят о культуре взаимоотношений людей с разными этнокультурными установками или имеющими какие-то другие существенные отличия в поведении, взглядах на мир, самосознании и т.д. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но политическая и правовая потребность.
Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Следовательно, толерантность понимается, во-первых, как полное отсутствие препятствий движения от Я к Ты; во-вторых, как общечеловеческая ценность, которая осуществляется через закон и традиционные общественные нормы, значение которой возрастает по мере самоопределения личности, а ее актуализация происходит в переломные моменты жизни; в-третьих, как практическая норма общения, позволяющая эффективно разрешать противоречия и конфликты в процессе общения. Человек не может стать толерантным мгновенно. .Толерантности нужно учиться, и чем раньше — тем лучше. И здесь огромная роль отводится педагогам.
Словарь иностранных слов трактует толерантность как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому и предлагается рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть в другом именно другого - как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня.
Принятие - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого.
Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе и у ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем более такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужденных принимать школьные порядки классного руководителя, того или иного учителя...
Особенно важно воспитание толерантности, культуры мира и согласия в детском возрасте. Ребенок пытается упорядочить окружающий его мир, сделать этот мир понятным, предсказуемым, не таящим угрозы. Почему героями сказок для маленьких детей чаще выступают не люди, а животные? Мир взаимоотношений между людьми очень сложен, пока во многом не понятен ребенку, а зайчик в сказках всегда хороший и немного трусливый, а вот волк злой, а лиса хитрая. На самом деле заяц не так уж и труслив, а лиса не самый хитрый зверь. Но ребенок отрабатывает понимание взаимоотношений сначала в упрощенной форме на сказочных героях, а уже потом учится понимать тонкости взаимоотношений между людьми. Он пытается защититься от «иных», противопоставляя их «своим», объединяясь со своими против чужих или просто других. В этом случае дети могут быть агрессивными. При этом агрессия совсем не обязательно проявляется в драке. Всем известны детские дразнилки. Дразнят слишком высоких и, наоборот, низкорослых, толстых и тщедушных, рыжеволосых, смуглых и белобрысых. «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!».
Этому есть еще одно - биохимическое - объяснение. Количество серотонина в крови регулируется генетически. Низкое содержание серотонина провоцирует агрессивное поведение, а контролируют эти процессы лобные области мозга. Но у детей лобные области еще находятся в стадии развития и не всегда могут затормозить нежелательную агрессию. Таким детям особенно важно, чтобы рядом был взрослый, который помог бы избежать нежелательных конфликтов.
Итак, воспитание толерантности к не похожим на тебя людям, воспитание терпимости, понимания, интереса к другому человеку и к его видению мира становится в нашем изменяющемся обществе одной из важнейших задач, стоящих перед взрослыми людьми по отношению к подрастающему поколению. В нынешнее время, с его убыстренным ритмом, с нестабильностью, с трудностью прогнозирования будущего, с высокой неоднородностью общества, с востребованностью не одинаковых людей-«винтиков», а индивидуальных способностей каждого, без умения уважать чужие ценности, чужое мнение очень трудно жить среди людей и быть ими принятым. Наиболее важную роль в воспитании толерантной личности, уважающей и себя, и других, играют, конечно же, родители и педагоги.
Давайте рассмотрим те узловые точки, в которых может проявиться нетолерантное отношение к другим людям и требуются воспитательные воздействия взрослых.
Непохожий на других, или Белая ворона в детском коллективе
Малыши редко обращают внимание на необычную внешность ровесника. Они еще не сформировали для себя обобщенный образ ребенка того или иного возраста. Становясь старше, дети начинают обращать внимание на тех, кто резко отличается от остальных. Непонятное может вызывать агрессию. Недаром белую ворону могут прогнать или даже заклевать до смерти другие, обычные вороны. В природе очень важно отличать своих от чужих. Это необходимо, чтобы найти партнера своего вида и не допустить скрещивания, например, воробья с синицей или осла с лошадью. В человеческом обществе взаимоотношения значительно сложнее. Однако образ «своего, такого, как я» и «чужого, непохожего на меня» у детей тоже формируется. А вот станут ли отношения к непохожему на остальных спокойными и доброжелательными или враждебными, зависит от воспитания.
Сначала ребенок проявляет свое отношение к тому ребенку, который чем-то отличается от него, в виде удивления и безобидного любопытства. «А почему у Миши на носу пятнышки?» (про веснушки). «А почему у Джесси такое лицо?» (про чернокожую девочку). «А почему у Вити из попки палец торчит?» (девочка о мальчике). Удивление у ребенка является толчком к познанию. На этом этапе детства непохожий сверстник не вызывает агрессии, если старшие не подают пример негативного отношения к «непохожим на нас».
В преддверии подросткового возраста, а иногда и раньше, дети пытаются отделить себя от мира взрослых, создать свой мир, со своими законами и ритуалами, даже с особой речью и некоторыми внешними атрибутами принадлежности к их особому миру. Вот тогда появляется деление на своих и чужих. Войти в этот мир может не любой ровесник. Одно из противоречий подросткового возраста состоит в том, что, с одной стороны, ребенок очень боится быть не принятым «своими» (а значит, должен быть таким, как они, не отличаться, не выделяться), а с другой стороны, он хочет быть не таким, как все, особым, выдающимся. Балансируя между этими двумя противоположными желаниями, подросток очень ревностно следит за другими, пытается доказать, что он свой, но он лучше многих, а для этого часто пытается возвыситься за счет унижения других детей, чем- то отличающихся внешне или по поведению, которое считается среди «своих» неприемлемым, постыдным, признаком слабости.
Уже в первом классе, попадая в новую среду, в которой пока еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пытаются создать некоторую иерархически построенную, организованную структуру. Идет поиск лидера. У мальчиков этот поиск идет дольше, чем у девочек. Иногда мальчики дерутся, выясняя, кто сильнее телом и духом, а чаще просто толкаются. Их стычки носят демонстративный, ритуальный характер. Обычно они не держат зла друг на друга. Подравшись на одной перемене, они могут вместе играть на другой. Лидером становится тот, кого уважают за силу, за умение организовать игру, придумать что-то интересное и т.д.
В животном мире, по наблюдениям этологов', агрессивность к себе подобным в первую очередь служит для замены физических стычек, наносящих телесные повреждения, стычками психологическими. Животные начинают друг другу угрожать, принимая позу угрозы, демонстрируя свое оружие (когти, зубы, рога). При этом они рычат, шипят, ревут и воют. Такое противостояние продолжается до тех пор, пока чья-то психика не выдержит первой. Побежденный, чтобы снять агрессию, должен принять позу подчинения, а победитель, в качестве замены драки, должен потрепать побежденного за шерсть (волосы), похлопать лапой, толкнуть, ущипнуть. Все это очень похоже на стычки наших детей, в первую очередь мальчиков. Они могут принять боевую стойку, демонстрировать свои кулаки, размахивать ими перед лицом партнера, угрожать словесно. Если же одноклассник не демонстрирует такое же поведение, то он может буквально через минуту положить ему руку на плечо и потащить за собой с самым мирным видом. Создание определенной иерархической системы позволяет избегать постоянных конфликтов, а зачастую служит основой для совместных действий. Такое соподчинение позволяет упорядочивать отношения и в этом смысле полезно для общества.
Девочки сложной иерархии не образуют. У девочек выбор лидера часто происходит по формальным признакам: она лучше других одета, приносит в класс игрушки, которых нет больше ни у кого, ее хвалит учительница. Если девочки поспорили, поссорились, то это надолго. Они склонны к созданию группировок, в которые «чужие» допускаются редко. Они чаще, чем мальчики, исключают третьего: «Если ты будешь играть с Машкой, я с тобой дружить не буду!».
На этом фоне легко может сформироваться установка нетерпимости к «чужим». У мальчиков агрессия чаще проявляется физически (дерутся, толкаются), а у девочек вербально (дразнят, обзываются, говорят обидные вещи). Но чтобы обозвать, нужен некий повод. Часто это необычная внешность - вспомните обидные прозвища, которыми пользовались ваши одноклассники: обзывали рыжим, толстым, или жиртрестом, дылдой, мелким, седым, косым и т.д. Причем это не значит, что рыжеволосый или косоглазый ребенок не может стать лидером. При этом его могут тоже звать рыжим или косым (если он позволит), но уважительно, признавая его «своим», да к тому же лидером.
Хорошо, если лидером становится тот ребенок, чей пример действительно положителен. А если нет? Вот тут нельзя переоценить роль педагога. Но если ребенок-лидер не признается педагогом и группой детей, за которыми стоит авторитет взрослого, то такому лидеру приходится постоянно доказывать свое главенство за счет унижения самых слабых. Это могут быть физически слабые дети, трусоватые, не приемлющие драку в силу воспитания или по другим причинам, девочки, новенькие, те, кто плохо говорит и понимает по-русски и т.д. Как дать им отпор?)
В таких ситуациях сталкиваются биологические инстинкты и человеческие приоритеты. Инстинкт говорит: дерись или сдайся. Животные не чувствуют стыда, покоряясь лидеру. Быть в середине или даже в конце иерархической лестницы в чем-то даже выгодно. Не так у людей. Если лидер агрессивен, унижает, оскорбляет, ему следует дать отпор. Подчиниться в такой ситуации стыдно. В одиночку ни один ребенок не справится с этим, а вот дать коллективный отпор можно, особенно если поможет взрослый.
Но для того, чтобы помочь, надо правильно оценить ситуацию: когда вмешаться необходимо, а когда дать детям самим справиться с ситуацией.
Не следует мелочно опекать детей и решать за них все возникающие конфликты. Иногда стоит понаблюдать, не вмешиваясь, но и не упуская из виду. Дети все равно выстроят свою иерархию, и учитель своим вмешательством может только продлить этот процесс во времени. А вот предотвратить главенство негативного лидера, не позволить превратить некоторых детей в изгоев педагог обязан. Только нужно понимать, что лекциями и выговорами или другими санкциями здесь не обойдешься. Нужно суметь смоделировать ситуацию, подтолкнуть детей к тому, чтобы они сами осознанно приняли желаемое для нас решение.
У животных есть врожденные запреты применять свое оружие или приемы, предназначенные для охоты или отпора врагам, в драке со своими. Волк может убить лося одним ударом, разорвав ему клыками горло, но в драке с другим волком он этих приемов применять не имеет права. Кот старается ударить врага, например, собаку, когтями в глаз, но, выясняя отношения с другим котом, никогда не метит в глаз: они бьют друг друга по ушам - это больно, но не смертельно. Если собаку он относит к «своим», так как они мирно проживают в одном доме, то кот тоже никогда не ударит ее лапой по глазам - скорее укусит за нос.
Но такой врожденный запрет есть только у тех животных, которые вооружены природой зубами, когтями или рогами. У всех остальных, в том числе и у человека, таких запретов нет. У человека почти нет врожденных ограничений для действий в драке. Два невооруженных человека не способны нанести друг другу смертельных ран. Но природа не предполагала, что люди могут вооружиться без ее участия. Компенсировать отсутствие врожденного запрета можно только воспитанием.
У животных есть еще два строгих запрета, которые не являются столь же строгими в человеческом обществе. Один из них гласит: не бей того, кто принял позу покорности. Другой соответствует принципу: победа с тем, кто прав: кто защищает свою территорию, свой дом, свою семью. В этом случае запрет распространяется на действия агрессора, даже если он значительно сильнее соперника. Человеку в таких ситуациях помогает не природа, а мораль, воспитание.
Итак, заглянув в мир животных и приняв тезис о том, что мы существа одновременно и биологические, и социальные, мы, возможно, сумели понять некоторые истоки агрессивности и враждебнности в детском сообществе. А понять - значит найти пути воздействия. Приходящий в класс новичок никак не встроен в уже сложившуюся иерархию. Ему еще предстоит найти свое место в ней. В этой ситуации на помощь может и должен прийти педагог. Пускать все на самотек может быть опасно. Ведь он пока чужой. Если учитель видит, что дети еще не научились доброжелательно реагировать на незнакомого и пока непонятного им человека, если у них еще не развиты чувства сопереживания, эмпатии, то это удобный случай научить их этому. Вы поможете новичку преодолеть этот тяжелый момент его жизни, а для всего остального класса польза будет не только сиюминутной - доброжелательность, толерантность станут их достоянием на всю жизнь.
Какие же конкретные шаги должен предпринять учитель, когда он видит, что какого-то ребенка обижают, унижают, не принимают в свое сообщество? Во-первых, повысить его статус. Найдите у этого ребенка такие достоинства, которые ценятся в обществе. Неплохо было бы, если бы они ценились не только взрослыми, но и детьми. При этом не стоит действовать «в лоб», просто рассказывая классу, какими достоинствами обладает этот ребенок. Лучше создать ситуацию, при которой он сможет проявить себя в действии. Очень хорошо, если эти его действия в этот момент будут востребованы детским коллективом.
Например, отвергаемый ребенок несколько полноват. Он всегда отстает в спортивных соревнованиях на ловкость и быстроту. Придумайте ситуацию, в которой его недостаток станет достоинством. Например, устройте соревнование, в котором побеждает та команда, которая перетянет канат, наброшенный на перекладину. Здесь его лишний вес будет только на пользу команде.
Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, сопереживания им можно вести и на уроках литературы, естествознания (окружающего мира), даже математики, выбирая задачи, в которых действуют отличающиеся от других люди. Важно, чтобы они выглядели в данном контексте положительными героями.
Однако, только реагируя в режиме «скорой помощи» на случаи нетерпимого отношения к другому человеку, невозможно воспитать толерантность в детях. Нужна постоянная, планомерная работа.
Дети, как и некоторые взрослые, оценивая другого человека, за точку отсчета принимают обычно себя самого. Если я сильный, то все, кто слабее меня, воспринимаются как недоразвитые, в чем-то не совсем полноценные, слабаки. Если я могу постоять за себя, то все, кто на это не способен, хуже меня. Если я получаю в школе хорошие отметки, значит, я умный, а «троечники» - люди второго сорта. Пусть тренируется, занимается спортом, развивает силу воли, слушает учителя и старательнее готовит уроки. Тогда он станет «своим». А сейчас он сам виноват, что он не такой, как я и мои друзья.
Правильная ли это позиция? Конечно, нет. Но детям самостоятельно трудно осмыслить, в чем он не прав. Задача учителя - доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или в одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес - например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был очень небольшого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна.
Конечно, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или как было бы удобно нам. Ведь дети - это тоже люди, только маленькие.
Неуспешный ученик, или Школьная жизнь Гадкого утенка
В начальной школе дети выстраивают свои отношения во многом ориентируясь на то, как их оценивает учитель. А он, точнее она, оценивает их прежде всего отметкой. И эта отметка «метит» детей, делит на отличников и хорошистов, троечников и «слабых», расставляет их на разные ступеньки лестницы успеха. Тот, кто оказывается на верху этой лестницы, смотрит на остальных свысока. Может быть, так и надо: учись, старайся - и заслужишь право встать на ступеньку повыше? Если бы все было так просто: «старайся - и добьешься успеха»... Мы с вами, взрослые, тоже порой стараемся, но не во всех видах деятельности можем добиться успеха...
А детям ведь труднее, чем нам. Они маленькие. У них так же, как у нас, разные способности и разные интересы. Да и сами дети в классе - разные! Причин этому множество. Сейчас в первый класс отдают детей разных по возрасту. А в этот период не то, что год - пара месяцев имеют значение для развития. Да ведь и среди детей, родившихся в один день, кто-то опережает свой «паспортный» возраст, а кто-то отстает. И это ни хорошо, ни плохо, в каждом варианте есть и свои плюсы, и свои минусы. Однако тем, кто младше, учиться тяжелее, так как их мозг и психика, в силу возрастных особенностей, не готовы справиться с определенным уровнем познавательных задач. Кроме того, у каждого ребенка свой «маршрут развития» (последовательность формирования определенных функций, темп развития). А методика обучения рассчитана на «усредненного» ребенка...
Первоклассники не бывают ленивыми. Они жаждут знаний, они хотят скорее стать школьниками. Но для многих путь к успеху усеян камнями и колючками.
Часто в силу особенностей своего развития ребенок поставлен в неравные условия с остальными. Он не плохой - он другой. Он очень старается, но то, что другим дается легко, требует от него запредельных сил, которых у него нет. И вот сначала его начинает ругать мама, потом учительница... Потом и одноклассники приучаются смотреть с превосходством. Его, как Гадкого утенка, все норовят клюнуть, ущипнуть, обозвать. Даже мама выражает свое неудовольствие и разочарование сыном или дочкой. А у папы терпения и терпимости, как правило, еще меньше. Даже папы - бывшие троечники не понимают, «в кого это ребенок такой тупой».
Но ведь эти попреки тяжким грузом ложатся на душу ребенка, формируют в нем психологию неудачника. Представьте, что вас изо дня в день ругают за то, что зарплата у вас меньше, чем у соседа. А ведь школьные отметки - та же зарплата.
Вот так, общими усилиями родителей, учителей мы превращаем этого отстающего ребенка, как заметил психолог Д.Н. Исаев, в «приговоренного к необучаемости». Мы прикладываем к ребенку шаблон. Уложился в рамки - хорошо, а не уложился - там подтянем, здесь отрежем... И если не так, то что же делать? Раз уж мы, взрослые, пока не научились максимально использовать в процессе обучения преимущества и сильные стороны каждого ребенка, то остается поиск другого пути, индивидуального подхода, и - терпение, терпение и еще раз терпение. Доброжелательное отношение, готовность выслушать и помочь, принять его трудности, как свои, и любовь. Учитель не обязан любить каждого ребенка, но обязан пытаться его понять и уважать его как развивающуюся личность. А вот родители любить обязаны, а иначе какие же они родители?
Детство без любви и без радости неполноценно. Оно деформирует психику детей, и они могут стать пассивно-равнодушными или агрессивными.
Однажды в детском оздоровительном лагере произошел такой случай. Мама в родительский день приехала к своему сыну, который сломал ногу. Все родители разошлись по участку, уединились со своими детьми, угощали их привезенными лакомствами. Мама с сыном не были исключением. А рядом сидел чужой мальчик, который вдруг, ни с того, ни с сего толкнул товарища, специально задев его загипсованную ногу. Что же сделала мама? Она позвала этого чужого ребенка и угостила привезенными гостинцами. В разговоре выяснилось, что к мальчику в очередной раз никто не приехал. Позже два мальчика подружились.
Значит, маме удалось не только понять проблемы чужого ребенка, причину его агрессивности, но и снять эту агрессивность своим доброжелательным отношением. Кроме того, она сумела на своем примере показать своему сыну, что надо быть терпимым и внимательным к чужим трудностям.
Попробовать понять чужого ребенка, как своего собственного, пережить чужие проблемы, как свои, не быть равнодушными к детским несчастьям - вот качества, которыми должен обладать толерантный педагог. А настоящий педагог — это тот, кто не только сам наделен доброжелательностью, терпимостью, желанием разделить со своими детьми радости и печали, но и может привить эти качества детям.
Ребенок так искренне и тяжело переживает происходящие с ним несчастья: мама не приехала, двойку получил или не был понят взрослыми и сверстниками... И если у взрослых есть множество вариантов решения своих проблем, то у ребенка их почти нет. Он не может самостоятельно сменить род деятельности или коллектив, в котором живет и учится. В этом возрасте ребенку зачастую бывает трудно как осмыслить свою проблему, так и четко и понятно объяснить ее, оформить в речи.
Как же быть педагогу и родителю в ситуации, когда возникает противостояние детей успешных и неуспешных? На практике можно встретить несколько способов реагирования на такую ситуацию.
Первый - самый простой и, увы, самый непрофессиональный - не замечать проблемы вообще и пустить все на самотек. В результате неуспешные ученики могут получить статус если не изгоев, то неуважаемых членов детского коллектива, по отношению к которым можно допускать определенную несправедливость в игре и других видах взаимодействия. Их можно, например, оттеснить из очереди, если в игре положено ее соблюдать, с ними можно разговаривать в пренебрежительном тоне или даже обзывать. При этом неуспешные ученики могут принять роль Гадких утят и формировать ощущение несправедливо обиженных, накапливать опыт покорности обстоятельствам, тренироваться в принятии несправедливости и безнадежности борьбы с ней.
Но некоторые дети пытаются бунтовать, используя доступные им средства. Они могут начать драться, плеваться, обзываться, пакостить исподтишка. Они могут попытаться завоевать лидерские позиции или хотя бы получить пропуск в мир успешных детей странными, а иногда и опасными выходками или с помощью подхалимства и подкупа. В ход идут клоунада, бравада, демонстрация независимости, неуважения к взрослым, к правилам поведения или, наоборот, задаривание одноклассников, выполнение любых их просьб и приказов. Все это формирует нежелательные черты характера, разрушительно действует на психику ребенка, на здоровье (может привести к психосоматическим заболеваниям).
Хочется обратить внимание на то, что страдают в такой ситуации не только дети-аутсайдеры, но и их более успешные одноклассники. Ведь они тоже приобретают негативный опыт - опыт неуважительного отношения к людям, оценки человека по его карьерным достижениям.
Педагог ни в коем случае не должен оставлять детей один на один с подобной проблемой, если видит, что дети не способны сами к ее позитивному решению.
Второй способ реагирования педаго